• Краеведческие чтения: «Люди дела: купцы и промышленники»

    Краеведческие чтения: «Люди дела: купцы и промышле...

    29.11.24

    0

    813

Обзор игры Tokyo Mirage Sessions #FE

Обзор игры Tokyo Mirage Sessions #FE
  • 25.06.16
  • 0
  • 7616
  • фон:

Японские видеоигры разительно отличаются от западных проектов. Их ориентированность на местную аудиторию поначалу может отпугнуть несведущего человека. Но если перебороть в себе необычные ощущения от знакомства с игрой и постараться разобраться в происходящем на экране, вы можете раз и навсегда стать поклонником данного направления игрового искусства. Новая игра Tokyo Mirage Sessions #FE для консоли Nintendo Wii U является кроссовером двух знаменитых серий – Shin Megami Tensei и Fire Emblem, что изначально привлекло к ней пристальное внимание игровой общественности. Спешу поделиться с вами своими впечатлениями от этого экспериментального проекта.

Если про серию тактических ролевых игр Fire Emblem я вам уже рассказывал в недавнем обзоре Fire Emblem Fates для карманной консоли Nintendo 3DS, то про Shin Megami Tensei стоит поговорить отдельно. Данная серия JRPG основывается на литературных произведениях японского писателя Ая Ниситани, в которых одно из центральных мест занимают японская мифология и демоны. Первая игра серии вышла в далёком 1987 году, а на сегодняшний день Shin Megami Tensei занимает одно из лидирующих мест в жанре японских ролевых игр. Не менее важной считается и ответвление основной серии под названием Persona.

Именно серия Persona вспоминается, когда играешь в Tokyo Mirage Sessions #FE, так как большая часть игровых механик была позаимствована оттуда. Но прежде чем я расскажу вам о сюжете новой игры, мне необходимо объяснить нашим читателям некоторые особенности культуры Страны восходящего солнца. В Японии существует очень развитая поп-культура, основой которой являются так называемые «идолы». Идол – некая популярная медиаперсона, например, молодая певица, актриса или фотомодель. Звание «идол» обязывает звезду быть образом для подражания огромной армии поклонников, поэтому чаще всего молодые исполнители и исполнительницы придерживаются светлого, непорочного и недосягаемого образа, воодушевляя тем самым своих фанатов. Именно японская молодёжная поп-культура легла в основу игры. На этом краткий вступительный ликбез окончен.

Главными героями Tokyo Mirage Sessions #FE являются трое подростков. Парень по имени Ицки Аои — душа компании. Он всегда поддерживает своих товарищей в трудную минуту, чего бы ему это ни стоило. Его подруга Цубаса Орибэ – девушка мечтательная и крайне стеснительная. А их общий товарищ Тоума Акаги – настоящий сорвиголова, который не боится вообще ничего. История началась пять лет назад, когда при загадочных обстоятельствах прямо с концерта была похищена девушка-идол Айаха Орибэ, являющаяся сестрой главной героини. С тех пор Цубаса не прекращает её поиски. Однажды она даже решается пройти прослушивание на роль нового идола в рамках конкурса One of Millennium, чтобы отдать дань своей пропавшей сестре. В самый разгар мероприятия открывается портал в другое измерение, и демонические создания нападают на зрителей.

Подростки пытаются остановить демонов, в результате чего оказываются в мире теней и кошмарных созданий, который называется «Идолосфера». Напавших на зрителей существ называют «миражами» и они хотят лишь одного: вытянуть из людей «перфому» (от «перфоманс» — форма современного искусства) – энергию самовыражения. Некоторых миражей главным героям удаётся обратить на свою сторону, сделав их мощным оружием в борьбе с агрессивно настроенными демонами. Ицки теперь тесно связан с миражом по имени Хром, Цубаса заручается поддержкой миража Сэды, а Тоума становится боевым товарищем миража Каина. Дружественные миражи ничего не помнят о своей прежней жизни и понятия не имеют, что за неведомая сила заставила их атаковать людей.

Подросткам не удалось бы выстоять в этой битве, не встреть они Майко Шимазаки — руководительницу продюсерской компании Fortuna Entertainment. На самом деле Майко возглавляет секретную организацию, которая борется с миражами и постоянно набирает новых агентов, способных использовать силу демонов во благо человечества. Наша троица идеально подходит под описание, поэтому их немедленно принимают на работу. Ицки, Тоума и Цубаса отныне «Повелители Миражей», которые должны предотвратить дальнейшие атаки армии демонов на Токио. В свободное от основной работы время подростки должны работать над своим прикрытием: учиться петь, танцевать, участвовать в фотосессиях и выступать на публике в качестве идолов. Такова сюжетная завязка игры Tokyo Mirage Sessions #FE.

Вообще, игровой процесс, как я уже писал выше, до боли напоминает серию Persona. Приключение разбито на восемь глав. Каждая глава – это новое приключение для компании протагонистов на пути к их главной цели – спасению человечества. Игроку предстоит перемещаться между миром людей и идолосферой, бродить по запутанным лабиринтам, сражаться с врагами, побеждать боссов, распутывать паутину заговоров и спасать жизни невинных людей. Между главами можно немного отдохнуть от сражений и заняться отвлечёнными делами: помочь друзьям с их проблемами, посетить офис Fortuna Entertainment, посидеть в кафе, пройтись по магазинам, изучить новые умения и так далее. Думаю, что люди, знакомые с серией JRPG-игр Persona, прекрасно понимают, о чём я сейчас говорю. Социальная составляющая в этой игре неизменно присутствует и занимает одно из центральных мест. Выполняя просьбы своих боевых товарищей, вы узнаёте о них много нового, что не только сближает вас, но ещё и даёт ощутимые преимущества в бою.

Механика и боевая система Tokyo Mirage Sessions #FE несколько отличается от той, к которой привыкли поклонники Persona. Да, всё выглядит очень знакомо, но отличия всё же имеются. Например, перед столкновением с врагом можно успеть оглушить его своим оружием (если только это не особенно мощный демон). После того как противник потерял сознание, его можно обойти стороной, избежав битвы, а можно атаковать, получив преимущество первого хода в схватке. В классическом пошаговом бою работает система так называемых «сессий» или «сейшнов». Когда один игрок обнаруживает слабое место врага и наносит ему, скажем, урон магией огня, другие игроки, в арсенале которых также есть командный огненный скилл, поддерживают атаку вне очереди, не расходуя при этом ценные очки магии. Экспериментируйте и наносите врагам как можно больше разнообразных атак. Лишь так вы узнаете об их уязвимостях, тем самым увеличивая вероятность выполнения сейшнов. Игра тщательно ведёт учёт слабостей каждого побеждённого вами миража и в дальнейшем подсказывает, какая атака против него наиболее эффективна.

Со временем к команде главных героев будут присоединяться всё новые и новые члены. Это не только Повелители Миражей, но ещё и люди, которые поддерживают их из офиса Fortuna Entertainment. Например, Тики – юная девочка-мираж, способная обучать протагонистов новым умениям и создавать для них новое оружие. Оружие также является источником новых навыков, которые раскрываются по мере накопления им опыта. Каждое оружие содержит в себе ровно 5 скиллов, выучив которые, желательно заменить его и продолжить прокачку персонажа. Но помните, что каждому герою доступно ограниченное количество слотов под навыки, поэтому, рано или поздно придётся избавляться от старых умений, заменяя их новыми. Умения делятся на боевые, командные, пассивные, дополнительные и особо мощные.

В некоторые моменты игра тактично намекает игроку, что прежде чем сразиться со следующим боссом, неплохо было бы прокачать персонажей до определённого уровня. Вы можете проигнорировать предупреждение, если уверены в своих силах. Даже если вы поспешили и потерпели в бою поражение, не волнуйтесь: игра вернёт вас в момент прямо перед началом битвы и вежливо предложит активировать в настройках дополнительную сложность Friendly, которая гораздо проще, чем Easy. Такой уровень сложности подойдёт тем игрокам, кто не фанатеет от сложных поединков, вместо этого предпочитая сосредотачиваться на сюжетной составляющей. Тем не менее автоматическое сохранение в игре отсутствует, и если в вашей квартире выключат свет, а вы забыли сохраниться, то придётся заново проходить игру с последней точки, в которой вы записывались самостоятельно.

Подземелья в игре не генерируются случайным образом, как это было в Persona. Отсутствие «процедурности» компенсируется наличием в подземельях огромного количества головоломок, магических дверей, запечатанных тайников и прочих радостей любого исследователя. Порой, чтобы найти выход из многоуровневого подземелья, вам придётся неслабо поломать голову. Уж слишком разработчики перемудрили с многочисленными развилками, переключателями, хитроумными механизмами и ловушками. Во время выполнения некоторых сайд-квестов вам придётся возвращаться в уже пройденные подземелья снова и снова. Но не пугайтесь: они снабжены системой телепортов, которые мгновенно доставят вас на нужный этаж. А если вы захотите быстро вернуться в свою штаб-квартиру, то для этого существует специальное заклинание.

Так как игра является эксклюзивом консоли Nintendo Wii U, она активно использует экран контроллера Wii U Gamepad. Во время поединков игрок будет видеть на нём характеристики персонажей, что весьма удобно. А в мирное время ваш контроллер превращается в смартфон, без которого не обходится ни один современный японский подросток. Друзья будут присылать вам разные сообщения, скидывать ссылки на новые приложения и отправлять свои GPS-координаты. На самом деле, это очень необычный опыт для видеоигры. Да, мобильники в играх были и раньше, но в данном случае ты держишь этот экран в руках, а почувствовав вибрацию геймпада, просто опускаешь глаза и читаешь душевные переживания лучшей подруги или шутки изрядно выпившей начальницы. Всё это дарит вам ни с чем не сравнимые ощущения. Разработчики из студии Atlus прекрасно знают, чем зацепить игроков.

Весьма спорной выглядит локализация игры для западного и европейского рынка. Начнём с того, что в игре отсутствуют какие-либо озвучки, кроме японской. Я люблю оригинальный звук, да, но что поделать с тем фактом, что во время битв реплики героев и боссов не переводятся даже субтитрами? Недосмотр разработчиков? Нехватка бюджета на локализацию? Мы вряд ли узнаем ответ на этот вопрос. Зато мы знаем кое-что другое. Задолго до релиза в Сеть утекла информация о том, что Nintendo подвергла оригинальную японскую версию игры, вышедшую в декабре прошлого года, серьёзной цензуре. В основном под нож попали моменты, связанные с девочками в купальниках, сценами в японской сауне и грудями одного из боссов, которые были заботливо скрыты сиреневым туманом, как в одноимённой песне Владимира Маркина. То, что японцу хорошо, европейцу и американцу – смерть. Поэтому особенно откровенные моменты в игре попросту перерисовали или завуалировали, а некоторые квесты и вовсе переписали, выбросив из них всё то, что западная публика могла счесть неприличным. Разработчики из студии Atlus боролись за своё детище как могли, поэтому то и дело в игре проскакивают словечки вроде «shit», а игрокам крупным планом показывают покачивающиеся аппетитные части девичьих тел в обтягивающих блузках и неприлично коротких юбочках. Но всё же очень неприятно осознавать, что мы никогда не увидим эту игру без купюр.

Визуально всё выглядит очень неплохо. Игра яркая, красочная и наполненная дорогими сердцу любого поклонника японской культуры образами вроде оживлённого Токио. Персонажи игры и вовсе являются каноничными для множества современных аниме-сериалов, что делает её ещё более привычной для людей, знакомых с жанром. То и дело нам показывают качественные сюжетные CG-вставки и полноценные музыкальные клипы, в создании которых приняла участие одна из моих любимейших анимационных студий — Studio 4°C. Для создания музыкальных номеров разработчики заручились поддержкой японского композитора Ёситаки Фудзисавы, написавшего музыку к популярным аниме-сериалам про идолов, а также звукозаписывающего лейбла Avex, с которым работает культовая исполнительница Аюми Хамасаки. Все сценические танцы были созданы с привлечением реальных танцоров и использованием технологии Motion Capture. Теперь вы можете оценить, сколько усилий разработчики приложили для того, чтобы игрок почувствовал себя в эпицентре японской поп-культуры.

Что же касается музыки, то здесь всё вполне предсказуемо. На мой взгляд, музыкальный жанр J-pop слишком уж наивный. Но, как я уже вам говорил, культура поп-идолов обязывает исполнителей соответствовать сложившимся за долгие годы канонам. Неосторожный шаг в сторону может повлечь за собой падение популярности и разрыв контракта с продюсером. Вот и поют несчастные японские девочки о светлом будущем, любви, верной дружбе, плюшевых мишках и розовых пони. Впрочем, если послушать российскую поп-музыку, мы не так далеко ушли от Японии. В любом случае разработчики очень постарались, поэтому музыка в игре не режет слух, а скорее является приятным дополнением игрового процесса и помогает проникнуться атмосферой современного Токио.

Глядя на название игры Tokyo Mirage Sessions #FE, становится понятно, из каких слов оно сложено. Действие происходит в японской столице Токио, главные герои сражаются с миражами, а во время битв то и дело случаются сейшны. А ещё первые буквы трёх слов TMS напоминают перевёрнутую аббревиатуру SMT (Shin Megami Tensei). Но всё-таки как игра связана с вселенной Fire Emblem, на которую нам намекает приписка #FE? В игре то и дело всплывают различные отсылки к популярному фэнтезийному миру, созданному студией Intelligent Systems. Например, дружественные главным героям миражи – это персонажи различных частей серии Fire Emblem, а во время битв действует хорошо знакомое поклонникам этих игр «правило треугольника», когда меч сильнее топора, топор сильнее копья, а копьё — сильнее меча. Это же правило действует и на магические заклинания разных школ. Разработчики очень изящно связывают между собой две совершенно разные вселенные, но всё же отчётливо ощущается перевес в пользу миров, созданных студией Atlus.

Игра Tokyo Mirage Sessions #FE представляет собой великолепное учебное пособие по поп-культуре современной Японии. Здесь буквально всё заточено под это, даже в главном меню вместо NEW GAME написано DEBUT. Да, всё это на первый взгляд кажется столь же безумным, как и большинство популярных японских телешоу, но со временем ты начинаешь проникаться необычной атмосферой, понимать её и даже получать от этого невероятное удовольствие. Главное, не схватиться за голову в первые минуты знакомства с игрой и не убежать в панике подальше от консоли. Вот увидите, потом вас от телевизора за уши не оттащишь. К тому же если вам нравится серия Persona, то Tokyo Mirage Sessions #FE станет идеальным способом скоротать время до выхода пятой части этой замечательной игры в сентябре текущего года.

Плюсы:

Визуально игра очень яркая, красочная и невероятно стильная.

Шикарные анимационные вставки от японской студии Studio 4°C.

Кроссовер, безусловно, порадует поклонников серий Persona и Fire Emblem.

Очень добрый юмор без чрезмерных перегибов в сторону пошлости.

Сайд-квесты позволят вам ещё сильнее сблизиться с персонажами.

На протяжении всей игры вас будет сопровождать качественная J-pop музыка.

Экран контроллера Wii U Gamepad задействован просто великолепно.

Комплексная боевая система, впитавшая в себя лучшее из обеих серий.

Вас ждёт более 50 часов увлекательного геймплея.

Минусы:

Реплики персонажей во время боя не снабжены английскими субтитрами.

Чтобы полюбить игру, нужно быть открытым к японской культуре.

Морально и физически устаревшая система ручных сохранений.

Европейская версия игры была подвергнута жёсткой цензуре.

Tokyo Mirage Sessions FE 10

Tokyo Mirage Sessions #FE – очень смелый эксперимент Atlus и Nintendo, в котором переплелись две совершенно разные по своей стилистике игровые франшизы. Над проектом работали более пяти лет, и теперь стало совершенно ясно, что конечный результат стоил ожиданий. Перед нами замечательная ролевая игра, полная удивительных приключений, тонкого юмора, ярких персонажей, приправленная отличной японской поп-музыкой. Если вы являетесь счастливым обладателем консоли Nintendo Wii U — Tokyo Mirage Sessions #FE станет идеальным дополнением вашей коллекции. Ставлю игре 9 баллов из 10.

Источник